В самом сердце Эгейского моря расположился Тинос, один из Кикладских островов. Его населяют восемь с половиной тысяч жителей – этнических греков. В сорока поселениях бережно сохраняется дух средневековья, ремесленные вековые традиции и чистота веры.
Остров богат мрамором и гранитом, а потому с античных времен он славился камнерезами и скульпторами! В музее деревни Пиргос можно увидеть великолепные образцы работ резчиков. И в наши дни лучшие мраморщики Тиноса участвуют в реставрации Акрополя. На Тиносе процветали и другие ремесла, особенно чтилось гончарное искусство. Без преувеличения можно сказать, что остров – музей под открытым небом, хранящий истоки народного творчества.
На этом маленьком острове выстроено больше двух тысяч часовен и церквей! Сюда съезжаются паломники со всего мира, чтобы поклониться чудотворной иконе Божией Матери Евангелистрии. Еще ее называют Мегалохарис – «Великая радость». Ни один человек, припадающий к иконе с мольбами, не ушел без помощи и исцеления!
Эта икона чудесным образом напомнила о себе в 1821 году, в то время, когда греческий народ восстал против турецкого порабощения. Обретена же она была в январе 1823 года.
Видение Богородицы садовнику Полизонису
В 1821 году старый садовник Михалис Полизонис увидел Пресвятую Богородицу. Она известила его о том, что Ее икона хранится под землей среди руин древнего храма, сожженного сарацинами почти тысячу лет назад. Дева Мария указала и место – это был обычный частный земельный надел Антонио Доксаро. Садовник рассказал односельчанам о видении, и отряд двинулся на поиски за город, на холм.
Сосед Антонио, Яннис Гюзе, подтвердил, что на этом месте находилось Великое Княжество. Он был уверен, что в скором будущем сюда будут приезжать паломники, как это было раньше.
Крестьяне раскопали на холме кирпичную стену, выложенную еще римлянами, но никакой иконы не нашли. Разочарованные, они разошлись по домам. Однако садовник настаивал на поисках, и даже нанес визит самому митрополиту Гавриилу. Выслушав Михалиса Полизониса, митрополит отпустил его, не придав рассказу никакого значения, ведь садовник был весьма пожилым, а старикам чего только не померещится!
Видение Богородицы монахини Пелагии
Промысел Божий сделал орудием своим чистую сердцем, непорочную монахиню по имени Пелагея (в миру – Лукия Негрепонти). До старости она жила в тихом местечке Кехровуни. В монастыре она снискала глубокое уважение за страстные и усердные молитвы и трепетное отношение за дар видеть святых.
Трижды являлась к ней Божия Матерь, осиянная неземным светом, излучающая невероятную силу. Она приказала передать одному из членов правления монастыря, Стамателосу Кангадису, чтобы тот извлек из земли Ее храм, воздвиг новый, к тому же сам руководил стройкой. Раскопать храм следует на земле, которой владеет Антонио Доксара. Если ослушается этот человек, нашлет на остров Ее Божественный Сын Свой гнев.
Проснувшись, Пелагея стала сомневаться – не было ли видение дьявольским наваждением? И монахиня промолчала об увиденном.
В следующее воскресенье она опять увидела во сне Божию Матерь. Пелагея осмелилась заговорить с гостьей.
— Отчего ты думаешь, что согласится человек, о котором Ты просишь, выстроить храм Твой?
— Я желаю, чтоб Мой храм был построен. Делай, как тебе велено, и не вмешивайся более ни во что, — последовал ответ.
И опять Пелагея умолчала о виденном, в раздумьях посчитав себя недостойной того, чтобы Богородица явилась к ней.
В третье же воскресенье перед монахиней опять предстала Богородица в великом гневе. Она посулила вычеркнуть ее имя из Книги Жизни за непослушание. Испуганная Пелагея только и смогла выговорить: назови же мне имя свое!
— Люди называют меня Несущей благую весть на землю – Евангелистрия!
Раскаявшись в своих сомнениях и убедившись наконец, что от Бога исходит эта воля, монахиня в слезах бросилась к игумение и поведала о своих видениях. Необычные встречи произошли 9-го, 16-го и 23 июля 1822 года.
Итак, три человека были повещены о чудесном явлении Богородицы – игумения монастыря Кехровуни Меланфия Параскева, Стамателос Кангадис и митрополит Тиносский Гавриил. Зная душевные качества монахини, митрополит ни на минуту не усомнился в правдивости ее слов. Кстати он вспомнил рассказ старого садовника. Все совпадало!
В сентябре 1822 года с новой силой начались раскопки. На глубине 21 метр обнаружили стену и портик. Эти останки сооружений принадлежали, несомненно, раннехристианскому храму. Однако икона так и не была найдена. Энтузиазм людей заметно угас, поиски наконец прекратились.
«Из пренебрежения никогда ничего не выходит хорошего», — горько заметил митрополит Гавриил. Его слова оказались пророческими: на острове нежданно вспыхнула эпидемия холеры…
Обретение иконы Евангелистрии
Внезапно неизвестная болезнь (врачи не нашли признаки холеры) поражает жену Стамателоса, Ирину, и ее сестру. Вспомнив наказ монахини Пелагеи, он устремился в храм, чтобы покаяться – Сама Божия Матерь избрала его для строительства храма в Ее честь, а он не оправдал Ее выбор! И болезнь родных, и эпидемия на острове – все это гнев Божий, о котором вещала Богородица! Однако промысел всевышнего – только вразумление для людей и утверждение величия Пресвятой Девы. Кангадис подал прошение митрополиту о возобновлении работ на земельном участке. Так как он не справлялся со своими обязанностями, ему были назначены три помощника. Митрополит обнародовал воззвание к островитянам, в котором призывал каждого помочь по мере сил найти и заново выстроить храм Небесной Повелительницы. 25 ноября раскопки с благословения митрополита начались вновь.
Постепенно обнажались руины древнего храма. Вот открылось отверстие, уходящее в недра – колодец, некогда питающий прохладной водой. Посланный мальчик увидел чудо – пересохший источник наполнился водой и забил с новой силой! Этой водой окропили храм, радуясь, что теперь все благоприятствует обстоятельствам.
Этот храм, теперь занимающий нижний этаж современного сакрально сооружения, назвали Источником Жизни.
Кангадис, руководивший работами, вел дневник. Он писал, что надежда найти икону Богородицы почти иссякла. Однако 30 января произошло то, чего все давно ждали: лопата рабочего уперлась в твердую поверхность. Освободив от слоя земли разбитую доску, все увидели два чудных лика – ангела с лилией и Деву Марию. Доска распалась на две половинки, не повредив изображений. С обратной стороны были видны повреждения огнем – при пожаре сгорел храм, пострадала и икона.
К полудню жители ближайших округ уже стекались к иконе. Один из помощников Кандагиса, Перидис, на коленях умолял Богородицу спасти его сына. Он смешал землю с иконы со святой водой и велел натереть ребенка. На следующий день он устремился к дому, чтобы встретиться с больным, но в дверях его встретил здоровый мальчик! Так случилось первое чудо от иконы Евангелистрии. Чудесным образом стали выздоравливать безнадежные больные, а вскоре холера и вовсе отступила от острова.
Закипела работа, и на Тиносе стал возводиться величественный, необычайной красоты мраморный храм! Стройка шла более полувека. Самые искусные мраморщики-камнерезы украшали интерьеры белым каменным кружевом. Силуэт белоснежного здания обрамляют фигуры крестов, придавая изящество и строгость. Вход в нижний храм украшен ровным рядом арок. Мрамором выстланы полы и территория подворья. Храм назвали в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, памятуя изображение на найденной иконе. Храм возводили в два этажа: внизу Зоодоху Пигис – Источник Жизни, то самое место, где обнаружили чудотворную икону, верхний этаж – «Излучающий свет». Так называют зал, где денно и нощно горят тысячи свечей.
Сама икона украшена сияющими драгоценными камнями. Она хранится в золоченом киоте центре зала храма на втором этаже.
О чудесной находке скоро стало известно во всей Греции. Каждый корабль, проплывающий мимо острова, швартовался на пристани и оставлял часть груза на постройку. Со всех концов приезжали строители, каменщики, художники, чтобы принести свой труд во славу Божию.
Чудеса по молитвам верующих совершаются здесь каждый день. Исцеленные верующие оставляют свои дары – они развешаны по всему храму. Самый необычный дар – серебряное апельсиновое дерево с золотыми апельсинами и лампадками. По преданию, живший в Америке грек потерял зрение после тяжелой болезни. Обратившись в молитвах к Богоматери Евангелистрии, он обещал, что подарит Ей то, что первым увидит сразу после исцеления. Когда свершилось чудо, грек увидел… апельсиновое дерево. В знак безграничной благодарности он заказал мастерам изготовить дерево из драгоценных металлов и поднес дар Богородице. Теперь его называют «дар прозревшего Эллина».
Завершить постройку храма помог случай: попавший в шторм английский вице-консул в Греции, католик по вероисповеданию, взмолился о спасении в Божией Матери Евангелистрии. В тот же момент воды вокруг фрегата успокоились, корабль невредимым вошел в гавань. Вице-консул приложился к святой иконе и пожертвовал на завершение строительства изрядную сумму денег.
Разбитый параличом османский офицер Мустафа, пребывая на Тиносе, прибегнул к просьбе Богоматери о помощи. И вновь случилось чудо – по вере его он избавился от страшного недуга. Его дар храму находится во дворе – фонтан из белого мрамора «Пиала». И католики, и мусульмане – все верющие в божественную силу Евангелистрии получают помощь и поныне.
Многие паломники преодолевают путь к храму от порта почти в полкилометра на коленях – так они выражают усердие и покаяние.
В 1969 году Священный Синод Элладской Православной Церкви объявил остров Тинос «Священным островом Пресвятой Богородицы». Это место чтимо не менее Святой Горы Афон. В сентябре 1970 года преподобная Пелагея была причислена к лику святых.
На Тиносе празднуют даты:
30 января – день обретения чудотворной иконы;
25 марта – Благовещение;
23 июля – явление Богородицы преподобной Пелагее Тиносской;
15 августа – Успение Пресвятой Богородицы, главный праздник острова. Тинос встречает тысячи паломников со всего света. Икону по традиции торжественно выносят на Крестный ход не священники, а морские офицеры.
В 1940 году праздник Успения был омрачен военным инцидентом на море. Греческий крейсер «Элли» был вероломно подбит торпедой, выпущенной итальянской субмариной. Это был первый шаг в начале Второй мировой войны. Оскорбленные в религиозных чувствах греки ответили военной пропагандой, и 28 октября война с фашистской Италией закончилась победой греческих моряков. В память о погибших при храме выстроен мавзолей «Элли».