От некоторых всемирно-известных древних городов Эллады сохранились лишь названия. Другие полностью утратили свою историческую привлекательность. Однако есть такие, которые, пройдя сквозь разрушения и бури, по-прежнему не теряют очарования и притягивают к себе нескончаемые потоки туристов. Коринф — один из них.
Жуткие шутки Посейдона
Апостол Павел в “Послании к Коринфянам” пишет: “Вера, надежда, любовь; но любовь из них больше”. Он дважды бывал в Коринфе, прожил здесь полтора года. Поэтому и к Коринфскому каналу имеет некоторое отношение.
Точнее, к древнему прообразу этой артерии, пресекающей узкий перешеек между Сароническим и Коринфским заливами. Между Эгейским и Ионическим морями. Между Востоком и Западом.
Не забудем, что через Коринф проходит и единственная сухопутная магистраль из материковой Греции на полуостров Пелопоннес, то есть в южную часть Греции. Город лежит на узком перешейке, а возведенная на вершине в 575 метров крепость Акро-коринфа, шикарный вид с которой охватывает дистанцию в 60 километров, как замок, замыкала вход и выход.
То есть Коринф стоит на пересечение торговых путей. А тот, кто им владеет, стрижет с этого свои дивиденды. А где деньги, там и… Но, давайте, все по порядку.
В древне-греческом языке был специальный глагол, образованный от названия этого города, обозначавший слишком свободное эротическое поведение. Здесь же, где сейчас средневековая крепость, находился самый большой храм богини любви Афродиты в мире. С восторженным придыханием античные первоисточники сообщают, что “паломников” в нем принимали более тысячи жриц. Хотя в гости к ним приходилось подниматься в гору. Жрицы любви — словосочетание, которое мы до сих пор используем почти в том же смысле. В Коринфе находилась и самая представительная школа гетер.
Наконец, именно здесь родилась популярная до сих пор в Греции пословица, которая в цензурном изложении будет звучать, как “Любовь проводит корабли” («το μουνί σέρνει καράβι»).
Но какое отношение это имеет к главное теме, удивитесь вы?
Еще с древних, почти мифических времен, местные жители задумывались, как бы тут прорыть канал. С высоты соседних гор они могли видеть, что копать в общем-то не так много. Зато с помощью этого сооружения путешественник существенно сокращает путь при передвижении с Востока на Запад. Или наоборот. Ныне географы подсчитали, что, если пользоваться каналом, то маршрут из Эгейского моря в Ионическое уменьшается на 400 километров.
Но если бы дело было только в дистанции! Южная точка Пелопоннеса — мыс Мали. Античные авторы считали, что здесь находится вход на тот свет — в подземное царство Аида. Поэтому не удивительно, что мыс Мали — это постоянные бури. Корабли же в те далекие времена были утлые. Плавание происходило вдоль берега. Чуть отошел в сторону, да еще не сверившись со звездами и с лунным календарем, и привет. Бог Посейдон шутить не любит. Об этом — вся “Одиссея” Гомера.
Другое дело — судоходство в спокойных заливах. Считается, что коринфский тиран Периандр, которого некоторые относили к семи выдающимся мудрецам Древнего мира, первым попытался приступить к практической реализации идеи — задумал рыть канал. Как всегда при принятии важных решений в те времена, решили узнать волю богов. Для подобных вопросов существовали оракулы. В таких точках боги, через посредников, общались со смертными. Ближайший оракул, он же, доказано экспериментальным путем царем Крезом, самый авторитетный, находится в Дельфах.
Жрицы любви
Бог Аполлон, заведовавший оракулом Дельфах, передал вопрошавшим волю своего отца Зевса: “Если бы я хотел, чтобы Пелопоннес был островом, так бы и сделал!”
Периандр, тиран Коринфа, оправдал свою славу мудреца. Он не посмел ослушаться мнения Зевса, но, не отказавшись от затеи, придумал хитрый выход. Прорыл не канал, а… колею. Диолк, по-гречески. Назовите ее “первой железной дорогой в мире”. По этой колее в обе стороны двигались громадные повозки, на которые ставили перевозимые корабли.
Услуга, понятное дело, была платная. Но не только с этой пошлины расцветал город.
Обладая таким выгодным географическим местоположением, Коринф всегда был богатым городом. Торговая жизнь в нем кипела. Через две гавани по обоим краям, на Сароническом и Коринфском заливах, сюда приезжал пестрый люд со всех концов Средиземноморья. Купцам, морякам, одиссеям и синдбадам хотелось отдохнуть. Да и местным обеспеченным жителям надо было где-то развлекаться. Поэтому на Истме, в местечке под Коринфом, где сейчас проходит канал, раз в два года, устраивались Истмийские игры, мало чем уступавшие Олимпийским.
А для каждодневного развлечения существовал популярнейший в античном мире, упоминавшийся нами, храм богини Афродиты. У местных жителей считалось хорошим тоном в благодарность за благосклонность богов посвятить в храм девушку, сестру и даже дочь. Иногда за это надо было еще и приплачивать, чтобы устроить “по знакомству”! Ведь речь шла о выгодной должности жрицы. К слову сказать, потом они могли быть вполне привлекательными невестами. Помните, как у Бродского: “Жрица, Постум, и общается с богами”. Завидная невеста с самой Афродитой накоротке.
Между прочим, эту богиню называли “Портовая”, “Успокаивающая море”, “Подающая счастливое плавание”. Просто “Морская” — “Понтия”. Ведь она родилась из пены морской.
Не сложно себе представить, что территория вдоль колеи расцвела менее взыскательными, в отличие от храма богини любви, эротическими заведениями. Все они исправно платили налоги.
В этот-то вертеп попал Апостол Павел, проповедуя Христа. Основал здесь общину. А затем дважды написал послания к коринфянам, ставшие основными текстами, определяющими уже второе тысячелетие правила жизни христиан. К сохранившейся в Коринфе трибуне, откуда Апостол Павел проповедовал, тянутся паломники со всего света. Грозный аскет, известный своим решительным характером и моральной строгостью, учредивший устав христианской нравственности, в посланиях сюда вдруг пишет о… Любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».
И далее: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Впечатляет? По-моему это поэзия.
Но тем временем на горизонте нашей истории о канале возникает скандально известный император Нерон.
Любовь побеждает кровь
Император Нерон не слишком считался с волей богов. Что ему Зевс или Аполлон? Нерон сам себя мыслил богом. Он был влюблен в гречанку Акту и на ее родине попытался доказать ей, насколько велико его чувство. Отдал приказ рыть канал. Нагнал сюда шесть тысяч рабов из Иудеи. Сам присутствовал на начале работ. Чего-то там ковырнул золотым совком. Не остановился и перед страшным предупреждением.В какой-то момент из котлована хлынула кровь.
После насильственной смерти императора, проект был отложен надолго.
Лишь во второй половине 19 века, когда Греция обретет свободу от турецкого владычества и вновь попытается использовать свое выгодное географическое положение между Востоком и Западом.
17 ноября 1869 года, день в день открытия Суэцкого канала, правительство Греции подписывает закон со строительстве похожего — на Коринфском перешейке. Заказ на осуществление проекта получают французы. Но из-за отсутствия финансирования он так и остается на бумаге.
В 1881 году ранее принятый закон подтверждается королевским вердиктом. А работы возглавит интереснейшая личность: искатель приключений, революционер, австро-венгерский генерал, инженер-строитель каналов Иштван Турр. Избежавший на родине смертного приговора, сражавшийся за объединение Италии, принявший участие в Крымской войне, проектировавший Панамский канал, а ранее — меньшего размера — на Дунае, герой-любовник, женившийся в итоге на внучке Наполеона, он стал главным действующим лицом многих романов. А также нашего проекта.
На праздничном открытии строительства присутствовала королевская чета правителей Греции — Георг и Ольга. Последняя — внучка российского императора Николая I, вела свое происхождение из Великих князей Романовых. “Ольга, русская королева всех эллинов” — так до сих пор называют ее в Греции. То был редкий династический брак, который отличался трогательной, искренней любовью между супругами…
8 лет работ по прокладке канала чуть не завершились фиаско. Ревнивый Зевс уже было потирал руки. Государственное предприятие обанкротилось.
Но тут подоспел ловкий делец, первый биржевой спекулянт, ставший успешным предпринимателем, а затем и щедрым благотворителем — Андреас Сингрос. Современники его проклинали. Лишь по счастливой случайности он избежит смерти во время покушения. Но: Коринфский канал, Национальная Опера Греции, столичная больница Эвангелизмос, здания музеев и мэрий в греческой провинции, целый проспект в центре Афин — список подарков обществу и государству со стороны Андреаса Сингроса беспределен.
2500 рабочих с помощью современнейших для своего периода строительных машин к лету 1893 года прорыли канал длинною в 6346 метров, шириной по поверхности воды в 24 метра и по дну в 21 метр, глубиной от 7 до 8 метров. Жарким утром 25 июля Андреас Сингрос вручает Ольге Константиновне Романовой, Королеве Эллинов, ножницы из чистого золота для торжественного разрезания ленточки на официальном открытии канала.
А что было потом?
Строительство пяти мостов, два из которых, расположенных на входе и выходе, в случае необходимости опускаются на дно канала.
Сброс в него при отступлении в 1944 году немцами целого железнодорожного состава, дабы воспрепятствовать подходящим из Северной Африки греческим войскам и союзникам.
Заметное снижение судоходства через канал в связи появлением в начале семидесятых годов прошлого века супер-танкеров и сухогрузов, чья ширина не позволяла им использовать узкую артерию.
Рекордный прыжок через Коринфский канал в 2010 году, осуществленный на мотоцикле Робби Мадисоном.
Около 12 тысяч небольших судов, прогулочных катеров и яхт ежегодно пользуются этим кратчайшим путем из Эгейского моря в Ионическое. Летом туристический кораблик перевозит любопытных туристов. С одного из мостов смельчаки практикуют баджиджампинг. Ахают от увиденного взрослые и трепещут от восторга, прижимаясь к родителям, дети.
И, конечно, влюбленные! Они приезжают сюда, влекомые возможностью сфотографироваться на фоне впечатляющей достопримечательности, где за твоей спиной в синюю даль зовет отрывшийся простор Коринфского канала. Да прицепить замочек.
> Сократ ГРАММАТИКОПУЛОС
Заказать экскурсию у автора статьи можно по телефону: +30 6975777079, электронная почта: sokratesgr@gmail.com