В программе перекрестного Года культуры Греции и России состоялась выставка жанрового традиционного греческого театра теней и кукольный спектакль. Мероприятия прошли в Московском театре кукол.
Греческий театр теней и плоских кукол – неотъемлемая часть народной жизни, практически неизвестная в Европе. Однако театр Карайозиса весьма популярен на родине. Чтобы познакомить россиян с этим необычным жанром народного творчества, с помощью Центра изучения культуры Византии, Греции и Кипра при университете Гранады (Испания) была организована увлекательная выставка.
Юмористический персонаж, веселый грек Карайозис сродни восточному Ходже Насретдину, казахскому Алдару-Косе и русскому Ивану-дураку. Он родственен турецкому персонажу Карагезу, появившемуся на свет в XIX веке. Бедный афинянин, смекалистый и хитрый Карайозис всегда бывает центром юмористических ситуаций и зачастую являет образчик сатиры. Кукольные мастера изготавливают силуэтные фигуры из картона, кожи и других плотных материалов. Ноги кукол крепятся на шарнирах и двигаются. Фигуры прикладываются к белому экрану с подсветкой, образуя теневое пятно. Водит куклы и озвучивает их лишь один кукловод. Его помощник подает куклы и включает музыкальную фонограмму.
Уникальность народного театра заключается и в том, что кукловод никогда не читает заученный текст, а всегда устно импровизирует, превращая каждое представление в маленький шедевр. Таких талантливых артистов всегда чтили в народе. Вот и в этот раз Россию посетил известный греческий артист-кукловод Михалис Хадзакис. Не жалующий зарубежные гастрольные поездки, маэстро не мог отказаться от визита в Россию.
«Я думаю, что греков и русских объединяет логос – слово и логика. Мы, греки, во многом воспитаны на русской литературе. Тот спектакль, который вы увидите сегодня, вы, дорогие господа, больше никогда не увидите. А я его больше никогда не сыграю. Устное слово неповторимо».
Господин Хадзакис познакомил зрителей с главным персонажем, Карайозисом. Его отличительные характерные черты – большой нос и горб. Однако греки не придерживаются шаблонов, как, например, турки или кукловоды театра на Бали. Каждый кукловод наделяет персонажа неповторимыми, им присущими человеческими чертами.
Декорации на экране располагаются классически: слева – хижина Карайозиса, а с правой стороны – дворец Султана. Греческие персонажи появляются соответственно слева, а турки – справа. Кукловод, стоя за ширмой, перебирает палочки, приводящие в движение фигуру, и говорит или поет в микрофон. По мере приближения или удаления плоской фигуры от натянутого полотна экрана силуэт то становится расплывчатым, то приобретает размытые очертания, что придает спектаклю необычные краски.
Дважды москвичи увидели спектакль «Александр Македонский и проклятый змей». Наверное, больше повезло жителям Самары – они увидели спектакль «Карайозис и зачарованное дерево» и «Александра Македонского». Вернувшись в Москву, господин Хадзакис даст профессионалам-кукловодам мастер-класс по созданию традиционных фигур и постановке сцен.
Курировала и освещала выставку доцент кафедры византийской и новогреческой филологии факультета филологии МГУ Ирина Тресорукова. Она отметила, что организаторы сегодня добиваются включения греческого театра теней в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Куратор уверена, что этот жанр может успешно прижиться и в России, ведь маленькие зрители полюбили смешных персонажей! Взрослые же зрители получили приятный шанс еще раз попасть в беззаботное детство.